Правительство Словакии не будет отменять налог на финансовые транзакции перед парламентскими выборами 2027 года, заявил министр финансов Ладислав Каменицки.
Налог, который сейчас платят компании, останется в силе в течение всего следующего года, а его отмена запланирована только с января 2028 года. Таким образом, примерно 500 млн евро ежегодных поступлений от транзакционного налога останутся в бюджете в 2027 году, а выпадающие доходы возникнут уже у правительства, которое будет сформировано после выборов.
Премьер-министр Роберт Фицо также подтвердил, что налог отменять не будут. По его словам, государству необходимы эти средства для финансирования своих приоритетов, в том числе строительства больниц и других государственных проектов.
«Это, конечно, предвыборный бюджет, но одновременно бюджет, который не будет повышать налоги и взносы в Словакии», — заявил Каменицки. По его словам, сохранение транзакционного налога также связано с необходимостью учитывать приоритеты партнеров по правящей коалиции.
Смена позиции
В августе сам Фицо заявлял, что намерен попросить министерство финансов подготовить отмену транзакционного налога с 1 января 2027 года. Тогда он отметил, что его введение вызвало серьёзную критику, поэтому его отмена должна получить «широкую поддержку как представителей социального диалога, так и коалиционных и оппозиционных партий».

Налог на финансовые транзакции стал частью правительственного пакета мер по консолидации государственного бюджета и начал действовать с 1 апреля 2025 года. Под него подпадают практически все денежные операции, связанные как с безналичными, так и с наличными способами расчёта. Главные правила его работы:
- предприниматель платит комиссию в размере 0.4% за каждую банковскую транзакцию, при этом размер комиссии не сможет превысить 40 евро;
- за снятие наличных с расчетного счета через банкомат или в отделении банка установлена комиссия в размере 0.8% вне зависимости от их суммы;
- за использование платежной карты хотя бы один раз в течение календарного года взимается налог в размере 2 евро.
Основная цель введения налога — пополнение госбюджета в условиях растущего дефицита. Однако многие предприниматели и эксперты уже заявляют, что налог негативно влияет на малый бизнес и создаёт дополнительные административные барьеры.
На фоне критики введённого налога с 1 января 2026 года от его уплаты были освобождены все индивидуальные предприниматели (živnostníci).
| Словацкие предприниматели с самого начала столкнулись с множеством сложностей и порой абсурдных ситуаций, связанных с новым налогом. Мы подробно рассказывали о том, что законодатели не учли множество нюансов, которые привели к целому ряду проблем для местного бизнеса |
Каким будет бюджет 2027 года
Правительство планирует одобрить проект бюджета на 2027 год в понедельник, 5 октября. Предполагается, что он будет иметь дефицит в 7.5 млрд евро, или 4.94% ВВП. Доходы государственного бюджета должны составить 63.3 млрд евро, расходы — 70.8 млрд евро.
При этом проект бюджета не предусматривает новых крупных налогов и не предполагает существенного сокращения расходов. В правительстве называют его компромиссным и предвыборным.
В бюджете заложены 13-е пенсии на сумму около 916 млн евро, продолжение государственной помощи с оплатой энергии — на нее предусмотрено 250 млн евро, а также индексация зарплат в государственном секторе.
Еще около 700 млн евро планируется направить на строительство, реконструкцию и оснащение больниц. Дополнительные средства предусмотрены на поддержку семей, экономику, подготовку строительства новой АЭС в Ясловских-Богуницах и меры по борьбе с засухой.
При этом государственный долг, согласно проекту, продолжит расти: с ожидаемых 63.4% ВВП в 2026 году до 66.3% ВВП в 2027 году. Правительство также рассчитывает на умеренное ускорение экономического роста — с ожидаемых 0.8% в 2026 году до 1.8% в следующем году. Одновременно инфляция, согласно прогнозу Минфина, должна снизиться с 3.7% до 2.9%.



